21.04.2017
В любой компании, не зависимо от ее объемов, встает вопрос мотивации своих сотрудников, поддержания в них заинтересованности и энтузиазма на протяжении долгого времени.
Обращаясь к этой проблеме, Ицхак Адизес выделил 6 основных мотиваторов, которые оказывают непосредственное влияние на состояние сотрудника в рамках конкретной компании.
Деньги
Деньги – это первое, что приходит в голову в вопросе мотивации. И этим мотиватором часто пытаются пользоваться работодатели. Казалось бы, что нужно человеку в работе? Деньги нужны, безусловно. Но человеческая природа такова, что деньги не могут восприниматься как стимул долгое время. Это не тот фактор, который даст желаемый эффект в стимулировании персонала. Да, прибавке к зарплате будут рады, но недолго. Через короткий промежуток времени это будет восприниматься как должное. Конечно, компания может безостановочно баловать сотрудника прибавками, премиями, бонусами, но ведь финансовые ресурсы компании исчерпаемы. Не так ли?
Статус
Еще один мотиватор, который имеет место быть, - статус. Согласитесь, что закрыть глаза на неинтересную скучную работу легче, сидя в личном кабинете. Личный секретарь, личный водитель, личный кабинет… Да, солидная должность и дополнительные привилегии действуют положительно на каждого. Но это вознаграждение, также, как и денежное, является внешним. А многим сотрудникам зачастую не хватает внутренних вознаграждений, которые являются менее затратными в материальном плане и более эффективными в плане мотивации. Поэтому внешние вознаграждения краткосрочны и не гарантируют абсолютного расположения человека к работе.
Вознаграждение-задача
Есть огромное количество людей, и, в частности, к ним относятся творческие люди, которые не будут заниматься нелюбимым, неинтересным делом «ни за какие коврижки». Таким людям подавай задачи, за которые они возьмутся с энтузиазмом. Для таких людей важен как сам процесс выполнения, так и результат. Поэтому стоит исходить, все-таки, из предпочтений и направленности самого человека. И согласитесь, подобрать задачу/дело/функционал проще и дешевле, чем поднимать зарплату. Но это конечно не значит, что человеку не нужно платить деньги. Нужно! Но благодарный и удовлетворенный сотрудник будет рад и небольшим бонусам. Главное, чтобы задача была по душе.
Вознаграждение-возможность
Порой для человека возможность прикоснуться к рычагам власти, важнее всего остального. Для таких людей шанс контролировать ход задач, управлять проектами, давать поручения другим сотрудникам – главный мотиватор в работе. Власть – вот то, к чему они стремятся. И если они будут чувствовать, что эта цель достижима и вот-вот станет реальной, они будут работать в этом направлении не покладая рук.
Вознаграждение-причастность
Быть частью коллектива, «приложить руку» к интересному проекту – в таких ситуациях человек чувствует свою непосредственную причастность к коллективу, он начинает ассоциировать успехи компании со своей работой. И осознание того, что он совершил определенный вклад в общее дело, дает ему силы для новых свершений и рабочих побед. Чем не мотивация?
Вознаграждение-миссия
Есть понятие, которое намного глубже, чем «общее дело», «цель компании» и т.д. Миссия – это то, что движет некоторыми людьми, которые получают невысокую зарплату, не имеют разнообразных задач и довольствуются скромными условиями труда. Миссия – это больше, чем цель. Это жизненный ориентир, в который безоговорочно верят. И если деятельность вашей компании пересекается с миссией какого-то конкретного человека, - радуйтесь, вы нашли своего сотрудника!
Эти мотиваторы могут сработать как в одиночку, так и в комплексе. В первую очередь, нужно исходить из предпочтений и характера самого сотрудника. Не нужно загребать всех под одну гребенку. Мотивация персонала – это большая и трудоемкая работа, однако результат такой работы не заставит себя долго ждать.