28.10.2016
Современный рынок труда особенно «любит» тех соискателей, что постоянно стараются разнообразить свой набор умений. Соответственно, если кто желает стать таким «возлюбленным» кандидатом, то что-то изучить новое будет полезным всегда и везде.
Однако есть два «но». Первое «но» состоит в том, что, кроме знания о чём-либо, работодатели также требуют и опыта в этом деле. Недостаточно, например, в некое свободное время, освоить язык или научиться монтировать шины на колесо. Следует предъявить опыт использования этого знания. Ну да это известная сложность, особенно остро стоящая перед молодыми людьми, только начинающими трудовую карьеру.
Второе «но» состоит в том, что в ситуации поиска работы человек находится в стрессе, и редко кто может собраться «в кучу» и посвятить часть времени какому-то конкретному обучению, зачастую требующему финансовых вложений.
Более того, у всякого работодателя при всей схожести образа ведения дел со множеством других работодателей (в одной стране живём и т. д.), всё же имеются какие-то собственные нюансы, требования, расклады. Реально этому научиться возможно только исключительно в процессе работы, то есть являясь не кандидатом, а уже работником компании, пускай и находящемуся на испытательном сроке.
Соответственно, фактически наиболее быстрое освоение возможной компетенции происходит уже по месту. В подавляющем большинстве случаев кандидат на рынке труда может предлагать работодателям лишь загодя сформированный набор навыков и опыта, крайне редко возможно внезапно что-то «ухватить».
Но, разумеется, исключения вполне могут встретиться. Всё зависит от характера карьеры в целом, от склонностей к чему-либо, от финансовых запросов и финансовых возможностей.
Поэтому сам способ получения новой компетенции я опускаю. Кто-то будет изучать без отрыва от работы, кто-то — не имея работы. Это дело вариативное.
Теперь же поговорим о своего рода универсальных рекомендациях для тех, кто желает быстро изучить некий важный блок знаний.
Начнём с того, что «быстро» бывает по-разному. Даже сугубый гений в течение суток сможет выучить наизусть, например, несколько десятков страниц текста, но вряд ли некую книгу целиком. В то же время 2-3 месяца это, например, стандартный испытательный срок, а за такой период даже человек средних способностей сможет впитать изрядный объём знаний.
Кроме того, скорость изучения зависит от самого характера новой информации. Например, если речь идёт о некотором наборе физических действий (типа операций при монтировке автопокрышки, её ремонте, балансировке колеса и т. п.), то базовое понимание в принципе формируется довольно быстро. Если же речь о каких-то более интеллектуальных вещах, которые к тому же требует владения значительными массивами разной информации, то за один присест изучить всё вряд ли выйдет в принципе.
Таким образом, скорость изучения какой-либо компетенции является довольно относительной, и речь идёт о том, как её улучшить, а не о том, как нажать некую волшебную кнопку и немедленно загрузить в разум всё необходимое.
Как же можно улучшить скорость?
Прежде всего, следует понять, что в отличие от физического расстояния и физической скорости, где сколько прошёл — столько и прошёл, в «интеллектуальной скорости» очень важно удерживать изученное ранее. Например, по аналогии изучения языка, человек сегодня лихо пробежал по базовым сведениям о языке, понял алфавит, правила чтения, начал учить слова, какие-то фразы, у него есть энтузиазм. Наступает завтра (послезавтра), человек так же лихо осваивает новые и новые фразы, но с какого-то момента начинаются задачи на повторение, а человек начинает ощущать, что первые слова уже испарились. То есть, скорость резко снижается или вообще уходит почти в ноль, даже если человек уже вроде бы давно в процессе.
То есть, повторение таки мать учения.
Далее, всякий кто занимался или занимается бегом, знает своего рода эффект первой сильной усталости. Это когда человек пробежал достаточно много, растёт усталость и понимание, что бежать ещё намного больше. Некоторые бегуны порой просто останавливаются, резко теряя вдохновение. Человека давит осознание величины задачи. Но для того, чтобы добежать до конца, не всегда следует полагаться только на фантастически железную волю. Очень помогают какие-то конкретные, промежуточные вехи. Скажем, побежал человек на 10 км. Бежит где-то третий, устал. Но зачем думать о чём-то громадном впереди, если можно сосредоточиться на ближайшем километровом столбе (если бежит по трассе). Как только миновал третий столб, то уже немедленно начал уменьшать расстояние до четвёртого, а где четвёртый — там и пятый.
Соответственно, всякую большую задачу по возможности следует дробить на составляющие. Так легче и лучше.
И ещё один важный нюанс это прикладное использование. Например, некоторые люди просто бегают, ведь это полезно. Иной раз с трудом заставляют себя выйти на улицу, ведь в этот день (утро, вечер) им положено бежать.
Но всё намного интереснее, если не просто бегать, а готовиться к каким-то соревнованиям (хотя бы ежегодный Кросс Нации, если вы в курсе про беговые события). То есть изучать новые сведения не просто как таковые, а максимально стараться использовать их. Изучаете язык? - Забудьте о дубляже, смотрите фильмы и мультики в оригинале с переводом субтитрами, в том числе новые. Изучаете лесопильную продукцию? - заходите между делом в хозяйственные магазины, присматривайтесь к представленным там доскам и брусьям, заезжая к кому-то в гости присмотритесь к мебели, пробуйте определить породу древесины, характер раскроя, ГОСТ по количеству сучков и т. д.
В общем, повторяйте, дробите и используйте.