19.06.2015
Стоит отметить, что определение «не желательно» в данном заголовке вполне можно заменить и словом «нельзя». Но — всякий хозяин своему слову. Решение остаётся за читателем. Итак.
Как не сказать вообще ничего негодного? Идеальный вариант — отмалчиваться во всех случаях, кроме исключительно рабочих моментов. Но вряд ли это возможно, даже если речь идёт о какой-нибудь секретной военной лаборатории. Люди существа социальные. Если один человек что-то сказал, то другой услышал и сделал выводы, и дал свой ответ. Именно так начинается диалог.
1. Не любовь к работе. Настроение бывает разное и все это понимают. Но если человек регулярно сетует на тяжесть своей работы и вообще всячески подчёркивает свою к ней неприязнь, то окружающие коллеги будут всё больше ждать от человека следующего шага. Увольнения.
2. Некомпетентность других. Это достаточно сложный вопрос. Если человек чётко видит, что другой сотрудник совершает ошибки, которые, в том числе, скажутся и на работе самого человека, то вроде бы какое-то действие напрашивается. Но какое? Исправить ошибку, помочь ошибающемуся, объяснить ему или ей необходимые детали. Возможно, тет-а-тет, или вовлекая какого-то непосредственного начальника? Или громогласно об этом повсюду рассказывая, особенно не имея фактической возможности повлиять на происходящее. Такие интриги, особенно влиятельным сотрудникам или руководству, совершенно не понравятся.
3. О зарплате. Каждый работник начинает работу, получив определённые финансовые предложения от работодателя. Довольно высок шанс, что у всех сотрудников, даже на сходных позициях, зарплата будет различаться. К чему тогда выяснять и обсуждать доходы? Расстраивать кого-то или расстраиваться самому?
4. Религия и политика. Поговорить и обозначить позиции может быть вполне приемлемым. Хотя и это зависит от общей адекватности окружения. Но следует очень чётко чувствовать предел для подобных откровений. Иначе начнутся острые споры, которые, как иной раз сообщают в новостях, могут вылиться в кровавый расстрел каким-нибудь разъярённым сотрудником своих коллег.
5. Обсуждение личной жизни. Наиболее верный подход не так давно обозначила известная белорусская биатлонистка Дарья Домрачева. Эта красивая и успешная в спорте девушка крайне популярна среди довольно широкого круга лиц. Сейчас она не замужем, и вопросы у публики закономерны. Её ответ нечто вроде: «единственным официальным сообщением о моей личной жизни будет сообщение о моём замужестве». В нашей культуре женщины не носят паранджи, но коммуникативная паранджа в части разговоров о личной жизни — это наилучший выбор.
6. Прошлый опыт. Не слишком желательно рассказывать коллегам о том, как работник что-то делал раньше. Технологии, программы, подходы — всё это может поменяться, и апеллирующий к своему прошлому опыту человек будет выглядеть устаревшим как специалист. В то же время, попытки таких упоминаний выглядят неизбежными, особенно с возрастом, а в ряде случаев они вполне оправданны. Здесь явно нужна золотая середина. Пример неправильного, но неизбежного, это когда молодой флотский офицер служил на таком-то корабле и стрелял из орудия, в процессе службы понял, как нужно делать лучше. Затем он уже адмирал и решает по доброте душевной поучить нового молодого офицера правильному подходу. Это при том, что всё давно реализовано ещё лучше, чем он мог себе представить.
7. Высмеивание. Определённая доза юмора рабочим отношениям может только помочь. Но встречается довольно много людей, которые шутят постоянно. И даже не столько шутят, сколько высмеивают, особенно своих же коллег. Здесь вообще ничего хорошего в перспективе не будет. Коллеги устанут и с радостью поприветствуют увольнение такого любителя «злого стёба».
8. Амбиции. Солдат Наполеона мог носить в своём ранце маршальский жезл. И, собственно, практически все маршалы Наполеона вышли из низов. Но это в целом. В частности, на всех солдат высоких позиций не хватит. Лучше держать свои планы при себе, чем отравить кому-то настроение, или дать повод для кадровой интриги тому, кто может её провести.
9. О поиске новой работы. Если у вас есть работа, а новой ещё нет, то сжигать мосты совершенно ни к чему. Появится уверенность, или даже конкретное предложение-приглашение, тогда уже есть смысл уведомить окружающих.